«В Твери художников больше, чем бандитов»: откровения живописца о ценах и конкуренции в искусстве

0 0

15 февраля 2021, 14:37

|
Автор:
Алексей Косоруков
|

Репортаж

«В Твери художников больше, чем бандитов»: откровения живописца о ценах и конкуренции в искусстве

Tverigrad.ru в:

«В Твери художников больше, чем бандитов»: откровения живописца о ценах и конкуренции в искусстве

«В Твери художников больше, чем бандитов»: откровения живописца о ценах и конкуренции в искусстве

«В Твери художников больше, чем бандитов»: откровения живописца о ценах и конкуренции в искусстве

Корреспондент Tverigrad.ru посмотрел на созданный в муках творчества мир и узнал, что-почём продает тверская богема.

Большой зал музейно-выставочного центра на Советской в центре Твери красил февральское утро нежным светом сотен картин, парящих в пространстве девственно-белых стен (большую фотогалерею картин смотрите в конце статьи, — Авт.). От числа, размеров и разнообразия полотен голова шла кругом — это как калейдоскоп эмоций, что, в целом, не очень то и хорошо.

Мало понимающий в искусстве неподготовленный человек (коим оказался и автор этих строк) запросто потеряется тут в ощущениях, не сможет сразу сосредоточиться на чем-то одном, по достоинству оценить все разнообранизие труда десятков живописцев. Впрочем, если прийти сюда, скажем, на час, то сориентироваться и сфокусироваться время будет.

В некоторой растерянности от буйства красок и изобилия сюжетов пребывал и корреспондент Tverigrad.ru, зайдя на выставку-продажу «Арт-Прорыв. Перекресток».

— Здесь представлены более тысячи работ 70-ти авторов из Твери, Тверской области, Москвы и Пскова, — объяснила мне администратор Ольга Корецкая. — Несмотря на пандемию, мы надеемся, что интерес к искусству остался. Вы наверное заметили, что большое количество посетителей — люди разного возраста. Не потому, что вход свободный, а потому, что людям интересно и они приходят.

Если бы выставка стала салатом

Очутившись на выставке, мне сначала отчаянно хотелось произнести кощунственное для этого места примитивное «винегрет» — слишком всего много и слишком все разное. Спасла концентрация на деталях, которая рассеяла мешанину «винегрета», вычленив из него изысканный «Нисуаз» (знаменитый салат из Ниццы, обожествляемый за филигранность ингредиентов, — Авт.). От некоторых полотен было просто не оторваться — художники сковывают вас мистическим клеем своего таланта.

Выдержанные, спокойные пейзажи Михаила Стоячко, взрыв красок арта Натальи Розенберг, «рюмочные» натюрморты Владимира Васильева, мрачновато-потусторонние тюльпаны Натальи Горшениной, винтажная, теплая Тверь Игоря Жаркова, мягкое и яркое счастье Петра Грибова, кроткое радушие ангелов Александры Смирновой, изменчивые, иллюзорные работы Сергея Берёзкина… Лично меня большего всего впечатлили пейзажи Дмитрия Колпашникова — рука мастера гениально увековечила зимнюю пастораль.

«В Твери художников больше, чем бандитов»: откровения живописца о ценах и конкуренции в искусстве

Но, далеко не все так идеально. Стоит чуть отвлечься, и «Нисуаз» вновь превращается в «винегрет». К примеру, одна художница не стала «заморачиваться», и нарисовала объемную по размерам картину — портрет капитана — оценив ее в в несколько десятков тысяч рублей. Только вот под своим шедевром она забыла написать, что срисовала своего капитана с киногероя Владислава Дворжецкого — капитана Немо из одноименного фильма 1975 года. Скажу субъективно: копия Дворжецкого получилась настолько любительской, что удивляет — зачем картину повесили в середине зала, сделав ее одним из «лиц» выставки?

«Убило» и то, что к раме картины магнитиком были прикреплены визитки художницы. Это уже был откровенный кич. Запахло базаром, а не богемной выставкой.

Впрочем, небо за спиной капитана получилось хорошо. Этого не отнимешь.

«В Твери художников больше, чем бандитов»: откровения живописца о ценах и конкуренции в искусстве

На выставке я встретил одного из самых успешных и публичных художников Тверской области — Владимира Васильева. Кстати, с большим запозданием поздравляю живописца с радостным событием — около года назад он стал дедушкой. Дочь Васильева, известная телеведущая и модель Ассоль, супруга рэпера ST, родила первенца, дочь Эстель.

Разговор с живописцем вышел неожиданно откровенным. Он не стесняясь рассказал о тверской богеме, заработках и конкуренции среди тверских художников.

Выпивка «а-ля натюрель»

Разговаривали мы под натюрмортами Васильева — на выставке он представил шесть картин размером 50 на 50. Все картины были нарисованы на черном фоне и посвящены одной теме — выпивке. На одной — стакан виски со льдом, на другой — опрокинутый бокал коньяка, на третьей — водка в рюмке-лафитнике. На оставшихся трех — лайм, мандарин и гранат. Вкупе все шесть работ называются «Хорошо сидим».

Живописец был как свои натюрморты. Не в алкогольном плане, а по цветовой гамме — красное на черном, как и гранат с коньяком: черная зимняя куртка и красный вязанный шарф.

«В Твери художников больше, чем бандитов»: откровения живописца о ценах и конкуренции в искусстве

— В этом году я один из организаторов выставки, поэтому приходится на горло собственной песне наступать, — развел руками Васильев объясняя, почему представлено так мало его работ.

— Почему именно эти?

— Честно говоря, захотелось для самого себя сделать что-то новое. В декоративно-прикладном виде, так вот назовем.

— Ресторанная тема?

— (смеется) Не ресторанная, я бы сказал — выпивательная. Вот захотелось мне водки, налил рюмку и подумал — а почему бы мне не сделать картинку? То есть, это все «а-ля натюрель». Изначально их, картин, было больше. На одной было пиво, а пиво писать самое сложное, потому что постоянно приходится подливать — пена оседает. А чтобы подливать, надо и отпивать. Пиво я только нарисовал — люди увидели и сразу купили. Поэтому его здесь нет.

«В Твери художников больше, чем бандитов»: откровения живописца о ценах и конкуренции в искусстве

Васильеву больше нравится «Виски», говорит, что это была его первая работа среди этих натюрмортов.

— Хмм… То есть вы начали с виски, а закончили водочкой. Так вот он какой, путь художника…

— Не путь художника, а хорошо сидим! — Васильев вновь заливисто рассмеялся.

Говорит, что сейчас пишет то, что ему нравится. «А нравится мне сегодня одно, а завтра другое, — туманен он в ответе. — Вот буквально на этой неделе прям параллельно заказали два портрета. Но! Один портрет собаки, другой — кота».

— Рисуете, когда вдохновение приходит?

— Нет. Я могу сказать честно и откровенно, вдохновение — это хорошая отмазка для ленивых людей. Без обид не относительно ни к кому. Ждать вдохновения можно днями, неделями, годами, сидеть и ничего не делать, оправдывать себя что «вот у меня нет вдохновения, поэтому мне не работается». Я говорю так: вдохновение приходит через работу, через труд. Чем больше ты работаешь, тем у тебя появляется больше возможностей.

— То есть, для вас это прежде всего ремесло?

— Конечно. Однозначно. Это нормально. Это средство зарабатывать деньги.

«В Твери художников больше, чем бандитов»: откровения живописца о ценах и конкуренции в искусстве

«Его рожа всем надоела везде где только можно!»

Обращаю его внимание на упомянутый выше выставочный «винегрет» — слишком много разноплановых работ от слишком многих художников.

Сначала он ответил с осторожностью:

— Художников у нас слава Богу много. Как в свое время говорил мой друг: «В Твери художников больше, чем бандитов». Слава Богу, что у нас работает училище (Венециановское, — Авт.). Каждый год несколько десятков художников выходят на рынок. Другое дело, что не все остаются. По нынешним временам занятие, скажем так, затратное. Для того, чтобы что-то сделать, надо, прежде всего, вложиться: краски, холсты, рамы… Все это стоит больших денег.

«В Твери художников больше, чем бандитов»: откровения живописца о ценах и конкуренции в искусстве

Затем в своих высказываниях о выставке он стал более откровенен. После моего предположения о том, что далеко не все хорошие тверские художники представлены в этом выставочном зале, Владимир Васильев вздохнул:

— Конечно. Некоторые просто считают, что это (данная выставка, — Авт.) вообще просто-напросто к высокому искусству не имеет никакого отношения. Что это чистой воды даже не рынок, а просто-напросто базар, шаляй-валяй, сборная солянка. Что уважающий себя художник не будет здесь выставляться… Я не буду оспаривать это мнение, потому что оно имеет право на существование, на свою жизнь. Я просто считаю, что у нас в Твери не слишком много выставочных площадей. Не слишком много хороших площадок, чтобы отказываться от большого выставочного зала. Здесь есть прекрасные художники, например Андрей Каравайцев и Игорь Жарков, которые не считают зазорным выставиться на этой выставке среди некоторых непрофессионалов.

«В Твери художников больше, чем бандитов»: откровения живописца о ценах и конкуренции в искусстве

И добавил о калейдоскопе сюжетов, которые зачастую перекликаются:

— В любой картине художник прежде всего пишет свой автопортрет. Поэтому одна тема будет получаться у каждого по разному. У любого художника есть своя ниша, которую он занимает.

— Есть у вас любимые тверские художники? Чьи работы вас восхищают?

— Есть конечно! Это, прежде всего, Андрей Юдин, Андрей Каравайцев, Игорь Жарков. Люди, которые, с моей точки зрения, заслуживают безмерного уважения именно как большие профессионалы. Это на вскидку. Много хороших художников.

Спрашиваю Васильева о публичности, не мешает ли она ему, в соцсетях количество постов и фотографий с разных «светских приемов» с его участием просто зашкаливает. Что тут греха таить — создается впечатление о праздности, пресыщенности тверской богемы и бомонда. И его в том числе.

«В Твери художников больше, чем бандитов»: откровения живописца о ценах и конкуренции в искусстве

Живописец согласился:

— Я считаю, что художник — не публичная профессия. Мне например частое мелькание «мордой лица» как раз не помогает, а мешает. Потому что некоторые люди уже воспринимают меня не как художника, а как светского персонажа. Вроде: «Ну что с него взять? И так его рожа всем надоела везде где только можно!».

И тут же себя поправил:

— Мое личное мнение — если тебя зовут куда-то, обязательно надо идти.

«Цены с потолка»

Зашла речь и о ценах на картины. На выставке-продаже они стоят от 2000 до 120000 рублей.

Причем, несведущего человека ставит в тупик вопрос — почему так? Как они, художники, определяют стоимость своего мастерства? К примеру, некоторые работы любителей от искусства здесь стоят намного дороже, чем полотна представленных на выставке мастеров. Неужели они считают, что чем дороже картина, тем она лучше (хотя бы в глазах самих художников)?

«В Твери художников больше, чем бандитов»: откровения живописца о ценах и конкуренции в искусстве

— Любой художник «от балды» называет цену, — без лукавства, по-простому объяснил Васильев. — Почему кто-то ставит, скажем, 100 рублей, а кто-то 1000?!. Это не правильно. Надо, чтобы цена была сопоставима у всех художников, которые здесь выставлены. Это при том, что изначально мы не договариваемся о ценах на картины.

— Ну вот к примеру: каждый из ваших натюрмортов, представленных здесь, стоит 8000 рублей. Откуда такая цена?

— Это чисто из головы цена, — признался художник.

При желании, художники могут очень даже неплохо зарабатывать. Васильев рассказал:

— Однажды я получил столько денег, что у меня бумажник даже не мог складываться. Тысяч 20 наверное долларов. Это была серия работ, посвященная городу Ижевск, ночные пейзажи. К сожалению, такие заказы не частые. Но грех жаловаться — слава Богу заказы есть.

Когда я уходил с выставки, администратор Ольга Корецкая с укоризной спросила: «Что ж вы все про цены? А про муки творчества?». И я подумал, устыдившись: а ведь эта прекрасная женщина права! Как прав и поэт Лев Болеславский: «Творящий бедности не знает. Далекий от мирских щедрот, добычею богатств не занят, — он из души их достает».

Организованная творческим объединением «Перекресток» при поддержке журнала «Реноме» выставка-продажа «Арт-Прорыв. Перекресток» будет работать до 28 февраля. Вход свободный. Адрес: Тверь, улица Советская, 54, Большой зал Тверского городского музейно-выставочного центра. Вход свободный. Возрастное ограничение 12+.

«В Твери художников больше, чем бандитов»: откровения живописца о ценах и конкуренции в искусстве

«В Твери художников больше, чем бандитов»: откровения живописца о ценах и конкуренции в искусстве

«В Твери художников больше, чем бандитов»: откровения живописца о ценах и конкуренции в искусстве

«В Твери художников больше, чем бандитов»: откровения живописца о ценах и конкуренции в искусстве

«В Твери художников больше, чем бандитов»: откровения живописца о ценах и конкуренции в искусстве

«В Твери художников больше, чем бандитов»: откровения живописца о ценах и конкуренции в искусстве

«В Твери художников больше, чем бандитов»: откровения живописца о ценах и конкуренции в искусстве

«В Твери художников больше, чем бандитов»: откровения живописца о ценах и конкуренции в искусстве

«В Твери художников больше, чем бандитов»: откровения живописца о ценах и конкуренции в искусстве

«В Твери художников больше, чем бандитов»: откровения живописца о ценах и конкуренции в искусстве

«В Твери художников больше, чем бандитов»: откровения живописца о ценах и конкуренции в искусстве

«В Твери художников больше, чем бандитов»: откровения живописца о ценах и конкуренции в искусстве

«В Твери художников больше, чем бандитов»: откровения живописца о ценах и конкуренции в искусстве

«В Твери художников больше, чем бандитов»: откровения живописца о ценах и конкуренции в искусстве

«В Твери художников больше, чем бандитов»: откровения живописца о ценах и конкуренции в искусстве

«В Твери художников больше, чем бандитов»: откровения живописца о ценах и конкуренции в искусстве

«В Твери художников больше, чем бандитов»: откровения живописца о ценах и конкуренции в искусстве

«В Твери художников больше, чем бандитов»: откровения живописца о ценах и конкуренции в искусстве

«В Твери художников больше, чем бандитов»: откровения живописца о ценах и конкуренции в искусстве

«В Твери художников больше, чем бандитов»: откровения живописца о ценах и конкуренции в искусстве

«В Твери художников больше, чем бандитов»: откровения живописца о ценах и конкуренции в искусстве

«В Твери художников больше, чем бандитов»: откровения живописца о ценах и конкуренции в искусстве

«В Твери художников больше, чем бандитов»: откровения живописца о ценах и конкуренции в искусстве

Источник: tverigrad.ru

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.