Тверской психиатр рассказала, в каком возрасте дети наиболее склонны к суициду

0 1

Тверской психиатр рассказала, в каком возрасте дети наиболее склонны к суициду

Специалисты Тверского областного клинического психоневрологического диспансера рассказали о диагностике и профилактике суицидального поведения у подростков.

До 5 лет суицидальное поведение у детей практически не встречается, – рассказывает заведующая детским отделением Тверского областного психоневрологического диспансера, врач-психиатр Марина Селянина. – У младших школьников, в основном после 9 лет, уже наблюдаются суицидальные тенденции. Суицидальная активность резко возрастает с 14-15-летнего возраста, достигая максимума в возрасте 16-19-летних. В возрастной группе 15-19 лет суициды у юношей в сравнении с суицидами у девушек численно преобладают примерно в 4 раза. У 30% лиц в возрасте 14-24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия. По данным государственной статистики количество детей и подростков, покончивших с собой, составляет более 12,5% от общего числа умерших от неестественных причин.

Врач рассказала, на что нужно обратить внимание в поведении ребенка:

– внезапная замкнутость и отказ от общения с детьми;
– фиксация на теме смерти в литературе и живописи, частые разговоры об этом, сбор информации о способах суицида и их соотношение;
– активная предварительная подготовка к выбранному способу совершения суицида (например, сбор таблеток, хранение отравляющих веществ);
– символическое прощание с ближайшим окружением (раздача личных вещей, фото, подготовка и выставление ролика, посвященного друзьям и близким);
– сообщение друзьям о принятии решения о самоубийстве (прямое и косвенное), например, помещение своей фотографии в черную рамку, появление среди сверстников с петлей на шее из подручных средств; Накануне и в день совершения самоубийства возможно спокойствие;
– стойкая тяга к прослушиванию грустной, порой похоронной, музыки и песен;
– написание "записок-завещаний";
– необычное, нехарактерное для данного человека поведение, в том числе более безрассудное, импульсивное, агрессивное, антисоциальное, несвойственное;
– самоповреждения (нанесение порезов, царапин, прижиганий, уколов на тело, в более младшем возрасте отказы от еды, выход раздетым на улицу в холодное время года с целью заболеть и умереть);
– резкое изменение поведения (стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, приводит дела в порядок, отдаляется от друзей);
– употребление спиртного и/или наркотических средств;
– избегающее поведение (необъяснимые или часто повторяющиеся исчезновения из дома, прогулы в школе);
– безразличное, а иногда бравирующее отношение к ситуациям неудач в повседневной жизни;
– внезапное враждебное поведение, асоциальные поступки, инциденты с правоохранительными органами, участие в беспорядках;
– внезапно могут появиться проблемы концентрации внимания, снижение успеваемости, активности, неспособность к волевым усилиям, резкое снижение успеваемости в школе.
 
Подростки в группе риска:

 – находящиеся в сложной семейной ситуации (развод родителей, предпочтение родителями одного ребенка по отношению к другому,
– жестокое обращение в семье, психически больные родственники; 
– испытывающие серьезные проблемы в учебе;
– не имеющие друзей; не имеющие устойчивых интересов, хобби; склонные к депрессиям (имеющие психические заболевания):
– перенесшие тяжелую утрату; остро переживающие несчастную любовь (разрыв высокозначимых любовных отношений);
– имеющие семейную историю суицида (или ставшие свидетелями суицида, либо сами пытавшиеся покончить с собой);
– употребляющие алкоголь, психоактивные вещества;
– имеющие недостатки физического развития, инвалидность, хронические соматические заболевания; совершившие уголовно наказуемый поступок (характеризующиеся криминальным поведением) или ставшие жертвой уголовного преступления (в т.ч. насилия).

Что делать?

1.      Сохранять спокойствие
2.      Установить доверительные взаимоотношения с ребенком, поговорите с ним "по душам" внимательно слушайте ребенка, искренне интересуйтесь, что именно беспокоит ребенка, постарайтесь определить источник психического дискомфорта
3.      Не оставляйте ребенка в одиночестве, даже после успешного разговора
4.      Обратитесь к специалисту детскому/подростковому психиатру, психологу, который поможет уберечь вашего ребенка от трагического поступка, выяснит возможные причины, определит программу работы с ребенком, а также с семьей.
 
Задать вопрос специалисту можно также в официальной группе ВКонтакте Тверского областного клинического психоневрологического диспансера.  Круглосуточный телефон доверия: 8 (4822) 55-82-22, сообщает официальный сайт Министерства здравоохранения Тверской области.

Источник: tvernews.ru

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.