Неторопливые воды Миссисипи: мнение о новом спектакле в Тверском ТЮЗе

0 0

18 декабря 2021, 19:00

|
Автор:
Степан Каменев
|

Неторопливые воды Миссисипи: мнение о новом спектакле в Тверском ТЮЗе

Tverigrad.ru в:

Неторопливые воды Миссисипи: мнение о новом спектакле в Тверском ТЮЗе

Неторопливые воды Миссисипи: мнение о новом спектакле в Тверском ТЮЗе

Неторопливые воды Миссисипи: мнение о новом спектакле в Тверском ТЮЗе

В театре, ориентированном на детей, подростков и молодёжь, 10 декабря вышла премьера «Приключений Гекльберри Финна». Мы попытались разобраться – для какой возрастной аудитории этот спектакль про «мальчика, который нарушает правила».

Новая постановка в Тверском театре юного зрителя имеет рейтинг «7+», я – не цензор из Роскомнадзора, но несколько моментов указывает на то, что история про Гека нацелена больше на подростковую и взрослую аудиторию. Второе предположение – спектакль говорит обо всём хорошем и против всего плохого, но основной посыл его теряется за желанием максимально полно перенести литературный первоисточник на сцену. Из этого следует третье, но немаловажное соображение – действие затянуто.

Режиссёр Иван Пачин решил взяться за повесть про Гекльберри Финна, которая, конечно же, является самостоятельным произведением, но в общественном сознании укоренилась как продолжение «Приключений Тома Сойера». И «во первых строках моего письма» я подчёркиваю, что это благородное желание и посмотреть спектакль про сорванца, сироту и парию Гекльберри Финна мечта многих любителей творчества Марка Твена. Поэтому такая постановка – эксперимент, вызов: «А ты-то помнишь, кто такой Гек Финн?!». Но всё-таки без предыстории про Тома приключения Гека смотрятся сиротливо.

Мы будто читаем книгу с середины, когда открывается занавес. Вот сидят за столом вдова Дуглас (арт. Елена Соколова) и её сестра (арт. Марина Федотенкова), которые сокрушаются об отсутствии хороших манер у Гекльберри Финна (арт. Дмитрий Фёдоров). Как он к ним попал? Почему мы должны симпатизировать Геку? Кто он вообще? Почему нельзя было начать со спектакля про Тома Сойера? Конечно, потом мы получаем ответы на часть вопросов, но первоначально эти мысли несколько мешают погрузиться в происходящее.

Автор инсценировки Фёдор Парасюк включил в сценарий все основные эпизоды повести, исключая те, где появляется Том Сойер. Это можно понять желанием сосредоточиться на Гекльберри, но из-за таких сокращений произведение кажется менее детским. Т.е. наблюдать за похождениями Гека интересно, но если бы он общался ещё и с другим ребёнком, это вызывало бы больше сопереживания со стороны именно юных зрителей.

Как написал Чехов: «Краткость – сестра таланта». Некоторые эпизоды – с туманом, переодеванием Гекльберри в девчачье платье – кажутся излишними. Конечно, в визуальном плане они выигрышны, но смысловой нагрузки именно в инсценировке не несут. Путешествие по Миссисипи длится довольно долго, плот и видео с водой начинают мозолить глаза и во время второго акта явственно слышны были перешёптывания в зале: «Когда же это закончится?..». Я хоть и не режиссёр, но понимаю всю сложность задачи, которую можно решить с помощью Автора или «закадрового голоса». Тогда можно было бы и рассказать, и показать, и объяснить.

Также возникает вопрос – интересна и понятна ли будет история американского парнишки из XIX века современным детям? Всё-таки, напомним, рейтинг «7+». Нет, безусловно, часть ребята поймут, часть их позабавит, но всё же реалии северных штатов США того времени не всем будут ясны. Другое дело, что взрослой и подростковой аудитории, надо полагать, происходящее на сцене будет интересно. И осуждение расизма, и показ лживости натуры взрослых в противовес юности и искренности, и взаимовыручка и мн.др.

Спектакль по Марку Твену, что называется, густонаселённый. У большей части занятых на втором плане актёров по несколько ролей. Иногда создаётся ощущение толкучки, но при этом, на мой взгляд, актёры ТЮЗа мастерски перевоплощаются и не повторяются в созданных образах. Пусть иногда слегка карикатурных и гротескных.

Краеугольным камнем успеха постановки безусловно становится работа Дмитрия Фёдорова, исполняющего роль самого Гекльберри. Его герой получился наивным и простодушным – хлопающим глазами и готовым прийти на помощь любому, сопереживающим чернокожему (будем политкорректным, в оригинале употребляется слово, которое нынче считается ругательством) товарищу Джиму и забавно ругающемуся: «Залягай меня лягушка!». От сорванца и хулигана в нём мало, но от авантюриста достаточно.

Запомнился, в том числе в плане декораций, эпизод, когда Гек отнимает деньги у спутников-шарлатанов. Как уже было в спектаклях по Марии Парр на сцене Тверского ТЮЗа, действие будто показано сверху. Т.е. условно лежащие на кровати стоят и держат декорацию с нарисованными подушками и одеялом, продев в дырки лица и руки. Простой, но эффектный приём. В целом, сценография также решена любопытно – и эпизоды, сыгранные в центре зрительного зала, и петушиные бои (птицы в этом спектакле не живые и не символы), если бы не слегка смятый экран на заднике, куда отображается видео, было бы вообще замечательно.

Кстати, о мошенниках – заслуженный артист Александр Евдокимов и Михаил Хомченко прекрасно вжились в образы аферистов Короля и Герцога. Наверное, если всю сюжетную линию сократить до эпизодов с ними, то спектакль мало, что потерял бы. Чего только стоит речь Герцога об их представлении-обманке «Королевский жираф»!

Цитата в тверском варианте: «Да, мы вас надули, и надули довольно подло; но если вам вовсе не хочется стать посмешищем всего города и слушать издевательства до конца своих дней, вот что надо сделать – выйдите отсюда смирно, как ни в чём не бывало, расхваливайте это представление всем остальных жителям города!..».

Ну, разве это не чудесно? Разве не бывал каждый из жителей Твери в подобном положении, увидев прекрасный «спектакль» в одном из театров?

Венцом этого спектакля стала точная, яркая и выстроенная работа Игоря Лебедева, играющего Финна-старшего. Благодаря мастерству исполнителя, эта роль переливается разными оттенками – герой одновременно и ужасно отталкивающий, неприятный, и в тоже время жалкий и нашедший своё «место» только на дне бутылки. В решении Ивана Пачина этот горе-отец не бьёт сына, как было в повести, а молит его о защите от горячечных видений. В других ценах суровый тон голоса и нахмуренное выражение лица Игоря Лебедева выглядят внушительно, да и в плане манер здесь всё продумано – и прихрамывание, и забрасывание ног на стол. В общем, харизма!

Что можно сказать о похождениях Гекльберри Финна на сцене Тверского ТЮЗа? Чуть затянутое, но милое сценическое произведение, повествующее о добром мальчике и «тисках зла», в которых он оказался. Тем молодым людям, кто прочитал повести и про Тома, и про Гека, можно посоветовать сходить и насладиться.

Источник: tverigrad.ru

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.