Драма тверской писательницы Марины Шандаровой победила в литературном конкурсе

0 0

Драма тверской писательницы Марины Шандаровой победила в литературном конкурсе

Драма о несчастном артисте Калининского театра Косте Никанорове стала победителем драмконкурса в номинации "Столик на троих".

Пьеса называлась "Я, артист", но автор Марина Шандарова сообщила, что она дала произведению другое назавние, теперь она называется "Убить Сталина". 

В пьесе рассказывается о судьбе актёра Константина Никанорова, который в 1940 году играл в тверском театре.

Его коллеги донесли на него, когда он заговорил об убийстве Сталина, и Никаноров отправился в ссылку на пять лет. Первые годы он провёл на лесоповале под Магаданом, затем его перевели в Магаданский музыкально-драматический театр. В Тверь он больше не вернулся.

Конечно, актёр Константин Никаноров не был террористом. И роковые слова произнёс под влиянием эмоций и в шутку. Это случилось, когда ему "нагадали" славу и известность. А он ответил, что славу он может получить только одним способом – убив Сталина. И привёл в пример студента, который покушался на Наполеона.

Пьеса, а это моно-спектакль, документальная. Её действие отражает реальные события, большая часть слов, которые звучат, – реальные слова, скрупулёзно задокументированные следователями НКВД, записанные в письмах. В пьесе также звучат стихи тверского поэта Евгения Карасёва, не понаслышке знавшего, что такое лагеря и тюрьма.

Наверное, никогда больше слова не значили так много, как в годы репрессий. Вот, например: "Наступила кабала, зажали нас так, что дальше ехать некуда". Герой пьесы Константин Никаноров произнёс их, когда обсуждал Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 года, запрещавший увольнения по собственному желанию. У актёра Никанорова в тот момент рушились самые смелые мечты о карьере и славе. Мог ли он знать, что сама его жизнь разрушится после таких неосторожных слов?

– Я начала писать пьесу, потому что наткнулась на дело Никанорова случайно. Оно интересно ещё и тем, что все участники – актёры, и они ведут себя, как актёры. Мне советовали написать пьесу, как процесс в суде. Но мне было интереснее понять, что происходило у Константина Никанорова внутри. В итоге получилась классическая "арка героя". До заключения он был очень хороший молодой человек, симпатичный, прекрасный актёр, у которого не было амплуа – он был хорош в самых разных ролях. Слегка расхлябанный и аполитичный. После ссылки он стал, конечно, другим. Но! Он смог пережить два заключения и остался хорошим человеком.

Марина Шандарова рассказывает: "Когда меня спрашивают, почему ты пишешь о репрессиях, я отвечаю, что не пишу именно о репрессиях, я пишу о людях и событиях, а они интересные. Высоцкий примерно так отвечал, когда его спрашивали, почему он пишет о войне. Интересно смотреть на людей, которые что-то пережили. Константин Никаноров, безусловно, был "премьер", играл главные роли, блистал. И, конечно, хотел славы. Его как раз пригласили работать в московский театр, когда вышел указ, запрещающий увольняться. Наверное, это стало той отправной точкой, которая изменила его судьбу".  

Описываемые события и истории всех причастных стали основой одной из экскурсий онлайн-гида по Твери. Послушать гида, прогуливаясь по центральным улицам города или сидя дома, можно скачав приложение izi.travel на смартфон или по ссылке. Экскурсия называется "Театр времён Большого террора",  начинается она у дома, в котором жил Константин Никаноров, – на пересечении улиц Рыбацкой и Андрея Дементьева. Заканчивается экскурсионный маршрут возле дома №9 на Тверском проспекте. Здесь жил режиссёр театра и близкий друг Константина Никанорова Сергей Виноградов. Его тоже арестовали, но уже после освобождения Калинина. Он умер в Калининской тюрьме.

Источник: tvernews.ru

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.