В восьми регионах страны зафиксирован рост потребительской активности
В восьми регионах страны зафиксирован рост потребительской активности. Это значит, что за год траты граждан там не только не уменьшились, но и увеличились, что свидетельствует либо о росте доходов, либо об изменении модели потребительского поведения.
Фото: iStock
Как следует из материалов исследования, проведенного РИА Новости в рамках проекта “РИА Рейтинг”, самые высокие показатели зарегистрированы на Чукотке, в Ленинградской и Тверской областях.
И везде ситуация очень разная. Например, в Ленинградской области потребительский спрос в период с января по июль 2020 года оказался на два процента выше, чем в первом полугодии 2019 года. В среднем один житель здесь тратит каждый месяц 24,6 тысяч рублей.
Причины роста исследователи видят в ситуации с коронавирусными ограничениями в Петербурге и Ленинградской области. Во-первых, в Ленинградской области были раньше сняты ограничения относительно предприятий торговли и услуг. Например, парикмахерские здесь открыли в начале лета и жители Петербурга целенаправленно ездили стричься в Ленобласть. Также в регионе раньше открыли торговые центры.
Кроме того, Петербург и Ленобласть – это регионы, тесно связанные маятниковой миграцией. В Северной столице работают сотни тысяч жителей Ленинградской области. В связи с пандемией многие предприятия Петербурга перевели сотрудников на удаленку. Соответственно, жители Ленобласти работали из дома и в магазины тоже ходили рядом с домом, тем самым увеличивая оборот региональной торговли.
Похожая ситуация в Тверской области, где рост потребительской активности составил 1,8 процента. В этом регионе, по оценкам экспертов РИА Рейтинг, также на высокие показатели оказал роль перевод сотрудников, работающих в Москве, на удаленку. К слову, с удаленкой связывают рост спроса и в Рязанской области, оказавшейся на четвертом месте списка с показателем 1,1 процент.
Ну а сильнее всего спрос вырос на Чукотке, регион возглавляет рейтинг с показателем 3,1 процента. На Чукотке относительно спокойная эпидемическая ситуация, рост трат эксперты связывают с отпускным сезоном. Традиционно в теплое время года жители этого сурового края предпочитали выезжать на отдых в другие страны или регионы. Но в этом году многие предпочли провести отпуск дома и, соответственно, тратили деньги в своем родном регионе.
Также в число регионов, где вырос потребительский спрос вошли Челябинская область (1 процент), Амурская область (0,7 процента), Саратовская (0,5) и Томская (0,2) области. Не изменились показатели потребительского спроса в Калмыкии и в Алтайском крае.
Правда, и здесь все непросто. Например, в Калмыкии среднестатистический житель как тратил в прошлом году по 8,9 тысяч рублей в месяц, так и тратит. А, например, в Москве, которая оказалась на 70-м месте рейтинга и где потребительская активность упала в первом полугодии 2020 года на 9 процентов, среднестатистический горожанин теперь тратит 45,8 тысяч рублей в месяц.
К слову, в хвосте рейтинга оказался и Петербург, где потребительская активность упала на 9,5 процентов и траты рядового горожанина зафиксированы на уровне 33,3 тысяч рублей в месяц. С такими показателями город занимает 74 место.
Попадание двух крупнейших мегаполисов страны в число регионов с самым резким падением потребительской активности можно объяснить все теми же пандемическими ограничениями, переводом на удаленку сотрудников, а также массовым отъездом на дачи граждан в период самоизоляции. Свою роль сыграли и платные услуги. Сфера услуг в Петербурге и в Москве очень развита, но в период самоизоляции она в числе первых попала под ограничения.
Замыкает рейтинг Северная Осетия, где падение потребительской активности оценивается в 16,4 процента. На предпоследнем месте Якутия с показателем минус 15,1 процент. На 13,1 процента снизилась активность в Приморском крае.
В целом же, по оценкам создателей рейтинга, в первом полугодии граждане снизили свои траты в среднем на 4 тысячи рублей в месяц.
Источник: rg.ru