Торжок здесь неуместен: в городе проводят опасные эксперименты с вертолетом

0 0

17 января 2022, 07:50

Эксклюзив

3

Торжок здесь неуместен: в городе проводят опасные эксперименты с вертолетом

Tverigrad.ru в:

Торжок здесь неуместен: в городе проводят опасные эксперименты с вертолетом

Торжок здесь неуместен: в городе проводят опасные эксперименты с вертолетом

Торжок здесь неуместен: в городе проводят опасные эксперименты с вертолетом

Поговорив с владельцем вертолета и представителями властей, Tverigrad.ru выяснил, что запуск двигателей огромного Ми-6 в черте города представлял огромные риски для жителей Торжка.

Торжок славит Тверскую область многим. Красивый древний город, который обожают туристы, прекрасные золотошвеи, пожарские котлеты, легендарные летчики пилотажной группы «Беркуты».

Широко известен и Музей вертолетов в Центре боевого применения и переучивания лётного состава армейской авиации. Но опасность, которой подверглись жители Торжка в начале января 2022 года, связана не с этим великолепным музеем, а с его младшим, новоиспеченным маленьким, гражданским собратом — зарождающимся частным музеем вертолетов на Калининском шоссе. Речь о неуместном по многим аспектам запуске раритетного вертолета-гиганта Ми-6.

Две минуты страха

1 января в округе этого музея, расположенного на площадке компании «Вертикаль» (не путать с авиакомпанией «Вертикаль-Т»), было крайне шумно. Здесь был произведен запуск двигателя восстановленного буквально из металлолома огромного, легендарного многоцелевого вертолета Ми-6 (см. видео). Шум двигателя на «малом газу» и свист рассекающих воздух гигантских лопастей продолжался примерно две минуты (и все это судя по видео проводилось в вечернее время).

Эти две минуты и вызвали нешуточную озабоченность жителей Торжка. Дело в том, что вертолет расположен не на специализированной и подготовленной для этого площадке, а рядом с заборчиком, отделяющим промзону компании «Вертикаль» от тротуара, АЗС, жилого комплекса, путепровода через стратегическую Октябрьскую ЖД, гостиницы, федеральной трассы.

Люди боятся, что при очередном запуске что-то может пойти не так — произойдет или взрыв или оторвутся и полетят в разные стороны лопасти-старушки машины.

Соблюдая принцип объективности, Tverigrad.ru поговорил об опасениях жителей Торжка с самим владельцем вертолета Алексеем Черепновым, а также с главой города Юрием Гуриным, которому на происходящее также пожаловались местные жители. Кроме того, для полноты картины мы изучили нормативные акты, обнаружив ряд явных нарушений авиационных правил, которые действительно могут представлять опасность для людей.

Но, для начала, немного расскажем о судьбе восстановленного вертолета.

Гигант по бросовой цене

В России эксплуатацию всех Ми-6 прекратили еще в 2002 году. Государственная служба гражданской авиации (ГСГА) приостановила эксплуатацию этих вертолетов в связи с конструктивными недостатками. Проведенный ГСГА анализ показал, что причиной 17 аварий Ми-6 явились конструкторские просчеты.

Герой нашей статьи — гигант Ми-6 с бортовым номером 67 и заводским номером 2680807В — был изготовлен на Ростовском вертолетном заводе в далеком 1962 году. В эксплуатации вертолет был 39 лет. Сначала был приписан к ГЛИЦ — Государственному лётно-испытательному центру имени В.П.Чкалова, затем к ЛИИ — лётно-исследовательскому институту имени М.М.Громова.

В 2001 году винтокрылый красавец-гигант был поставлен на хранение в аэропорт Жуковский в Московской области. Спустя два десятилетия его было впору сдавать на металлолом.

Торжок здесь неуместен: в городе проводят опасные эксперименты с вертолетом

Как выяснил Tverigrad.ru, в 2021 году Ми-6 по остаточной стоимости за 800 тысяч рублей выкупил бизнесмен из Торжка Алексей Черепнов. Сумма эта чисто символическая, так как даже при сдаче на металлолом этот вертолет стоил бы порядка 3 млн рублей.

Еще порядка 1,5 млн рублей потребовалось на то, чтобы разобрать вертолет, перевезти из Жуковского в Торжок, и вновь собрать на территории компании «Вертикаль». Работы продолжались около полугода.

«Одна-две лопасти полетят куда Бог пошлет»

Глава Торжка Юрий Гурин рассказал Tverigrad.ru, что ему позвонили ветераны Центра переподготовки летного состава и сказали, что крайне напряжены из-за запуска двигателя этого вертолета в городе в плане того, что Ми-6 — это очень сложный конструктив и серьезный аппарат. И что непонятно, кто в Музее вертолетов собирал лопасти, редуктора, насколько все было сделано технически грамотно и безопасно. Мнение заслуженных ветеранов, повидавших всякое за годы службы, игнорировать, конечно, никак нельзя.

— Меня волнует вопрос о том, что если порвет редуктор или привод, то одна из лопастей может улететь в какую-либо сторону. Там рядом находятся нефтебаза, АЗС, жилой комплекс, железная дорога, путепровод. До пешеходной дорожки метров 15, до путепровода — метров 30. Условно говоря: одна-две лопасти полетят куда Бог пошлет, и трагедии не избежать. Мы обеспокоены данной ситуацией и на основании обращения граждан составили запрос в прокуратуру,

— сообщил нам Юрий Гурин.

Кроме того, глава Торжка сказал, что помимо всего перечисленного при запуске двигателя на малом газу шумовая нагрузка запредельная.

— Слышал весь микрорайон, но не понимал, откуда этот шум исходит. Этот вертолет в лучшем случае там может просто стоять, но заводить его даже для показа не совсем правильно, — считает Юрий Гурин.

Первая ошибка бизнесмена

Генеральный директор компании «Вертикаль», основатель частного Музея вертолетов и владелец того самого Ми-6 Алексей Черепнов впрочем считает, что все нормально и бояться жителям Торжка нечего. И ни о какой опасности и неудобстве, пусть даже в результате значительного превышении уровня звука в городе, он не думал.

— Запуск, тестирование вертолета проходило в ночное время, чтобы как раз исключить наличие людей. До жилого сектора там метров 200. Я же летчик по образованию. И люди, которые занимались сборкой вертолета, тоже связаны с авиацией. Поэтому здесь безопасность гарантирована. Ничего там не отлетит. Возможность взрыва? При запуске было минимальное количество топлива, всего лишь 100 литров керосина,

— пояснил Черепнов Tverigrad.ru.

Тем не менее, на видео ниже сам Черепнов не исключает возможность пожара при запуске, и даже предлагает открыть люки для экстренного покидания Ми-6. Для тушения возможного пожара было приготовлено всего два огнетушителя. Ранее из-за воздуха в топливной системе при пробном запуске из этого вертолета вырывалось пламя.

Руководил запуском двигателя сам Черепнов. И здесь есть первое серьезное нарушение. Дело в том, что в соответствии с приказом Минтранса РФ № 128 об утверждении Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации» прописывается четкая процедура работы с вертолетом.

В соответствии с этим приказом, запуск и опробование двигателя вертолета с включением несущей системы разрешается производить только КВС при полном составе экипажа воздушного судна.

КВС — командир воздушного судна. В соответствии с Воздушным кодексом РФ, КВС является лицо, имеющее действующее свидетельство пилота, а также подготовку и опыт, необходимые для самостоятельного управления воздушным судном определенного типа.

Торжок здесь неуместен: в городе проводят опасные эксперименты с вертолетом

И здесь загвоздка — Алексей Черепнов не может быть командиром воздушного судна в гражданской авиации, так как у него нет действующего свидетельства пилота. Хотя бизнесмен и окончил Сызранский военный авиационный институт.

— Вы профессиональный пилот? — спросили мы Черепнова.

— Да, конечно. Служил в нашей воинской части (имеется ввиду воинская часть в Торжке, — Ред.).

— У вас есть действующее свидетельство пилота?

— У военных летчиков нет свидетельства пилота. У них есть диплом.

— То есть, вы можете быть командиров воздушного судна?

— Я подготовлен быть командиром воздушного судна, но в условиях военной авиации. Не в условиях гражданской авиации. Для гражданской авиации необходимо получать пилотское свидетельство.

Владелец Ми-6 уточнил, что «вертолет не предполагал взлет».

— Если вертолет зафиксирован, то, в принципе, может и не летчик запускать, — считает бизнесмен.

И, видимо, ошибается. Напомним, правила четко гласят, что исключительно КВС может проводить запуск и опробование двигателя. Даже без последующего полета. Так что запускать двигатель Алексей Черепнов не имел права. «К опробованию двигателей на вертолетах допускаются только их пилоты», — гласит в приказе Минтранса РФ № ДВ-58.

Незаконное расстояние

Второе серьезнейшее нарушение касается места стоянки и запуска вертолета. Напомним, на момент запуска двигателя и начала вращения лопастей Ми-6 находился всего в нескольких метрах от забора, за которым находится дорога, в том числе и пешеходная.

Торжок здесь неуместен: в городе проводят опасные эксперименты с вертолетом

Если посмотреть нормативные документы, то это является грубым нарушением. В соответствии с Федеральными авиационными правилами «Требования к посадочным площадкам», зона безопасности должна иметь размеры в поперечном направлении, не менее 45 м с каждой стороны от осевой линии и в продольном направлении, не менее 60 м от границ зоны.

— Вертолет не запускался и не выводился на режим, а делалась накрутка винтов. Я же не выводил на режим работы «малого газа»…

— говорит в ответ Алексей Черепнов.

И здесь он вновь не прав и лукавит, возможно боясь серьезной ответственности. Во-первых, ранее бизнесмен сам говорил, что они смогли вывести один из двигателей на режим «малого газа». Во-вторых, лопасти вертолета вращались, а, значит, зона безопасности должна была быть обеспечена.

Торжок здесь неуместен: в городе проводят опасные эксперименты с вертолетом

В конце нашего разговора, выслушав все доводы о допущенных нарушениях, Алексей Черепнов пообещал в дальнейшем предусмотреть перемещение вертолета куда-нибудь подальше на территорию. Кроме того, он сказал, что, скорее всего, лопасти у вертолета больше раскручиваться не будут.

Как бы там ни было, но точку в этой ситуации ставить рано. Как выяснил Tverigrad.ru, администрация Торжка в целях предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера уже направила в Торжокскую межрайонную прокуратуру просьбу провести проверку и дать оценку легитимности действий лиц, осуществивших запуск двигателя вертолета на территории города. Прокуратуре придется отреагировать на, возможно, крайне неосторожные действия бизнесмена, пусть и кажется, что они продиктованы благими целями.

Торжок здесь неуместен: в городе проводят опасные эксперименты с вертолетом

Тем более, по сведениям Tverigrad.ru имеется и вопрос по самой территории компании «Вертикаль», где запускался вертолет. Там раньше размещалось Торжокское ПАТП, и земля была муниципальной. В этом году в Торжок возвращается цивилизованный транспорт в лице «Транспорта Верхневолжья», а одно из единственных пригодных мест его размещения каким-то образом в ходе процедуры банкротства оказалась в руках частной компании.

Редакция «Tverigrad.ru» продолжит следить за развитием событий, и обязательно расскажет, чем закончилась эта история с раритетным вертолетом, какие меры предприняли надзорные органы.

Фото: Евгений Лебедев, Музей вертолетов, жители Торжка
Видео: Музей вертолетов

Источник: tverigrad.ru

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.