Новые дети – новые подходы: в Тверском госуниверситете обсудили будущее образования в стране

0 0

29 марта 2021, 13:58

Новые дети – новые подходы: в Тверском госуниверситете обсудили будущее образования в стране

Tverigrad.ru в:

Новые дети – новые подходы: в Тверском госуниверситете обсудили будущее образования в стране

Новые дети – новые подходы: в Тверском госуниверситете обсудили будущее образования в стране

Новые дети – новые подходы: в Тверском госуниверситете обсудили будущее образования в стране

О том, как трансформировались способы и форматы получения знаний, рассказали на Международной конференции «Традиции и инновации».

В Тверском госуниверситете прошла Международная конференция «Традиции и инновации в профессиональной подготовке и деятельности учителя», идейные вдохновители и организаторы которой — сотрудники института педагогического образования и социальных технологий.

Эксперты обсудили перспективы развития образования в стране. На онлайн-связи с педфаком были представители Ереванского государственного университета (Республика Армения), а также Навоийского государственного педагогического института (Республика Узбекистан). Присутствовал на мероприятии и корреспондент Tverigrad.ru.

Горизонты совеременного образования

Прошлый учебный год закончился в непривычных условиях. Так же начался и нынешний год. Пандемия испытывает на прочность нашу образовательную систему. Школьников отправили учиться домой, педагогам пришлось буквально на ходу внедрять непривычные методики ведения занятий, работы с классом и проверки знаний учеников. В результате они столкнулись с немалыми трудностями.

Между тем, перевод школ на «дистанционку» выявил массу преимуществ, считает директор Института педагогического образования и социальных технологий, заведующий кафедрой социальной работы и педагогики Игорь Лельчицкий. Платформы дистанционного обучения открыли новые возможности, которые будут востребованы не только в условиях пандемии.

Новые дети – новые подходы: в Тверском госуниверситете обсудили будущее образования в стране

Как рассказал Tverigrad.ru Игорь Лельчицкий, цифровизация уже несколько лет медленно, но верно внедряется в систему образования. А карантин дал колоссальный импульс развитию электронных образовательных ресурсов – трансформировались способы и форматы получения знаний. Эксперт объяснил, чему пандемия научила наше образование.

— Учитель — это очень уникальная профессия. Здесь надо уметь гармонично совмещать позитивные традиции, накопленные за всю историю, и инновационные технологии. О педагогических инновациях впервые заговорили в 90-х годах. Затем всё утихло. Сегодня, в период глобальных социальных вызовов, связанных с пандемией, мы снова прибегли к инновациям. Сейчас требуются новые форматы образовательной деятельности,

— сказал заведующий кафедрой.

По мнению Игоря Лельчицкого, проблема связана с профессиональной подготовленностью в области цифровых технологий самого учителя. Из-за этого некоторые педагоги воспринимают внедрение новых технологий как некий «учебный барьер». «Даже самое элементарное техническое средство, без которого не может проходить никакая лекция, — презентация — вызвала трудности у педагогов. А ведь ещё есть колоссальное количество технологий», — говорит Лельчицкий.

По его мнению, чтобы школьники получали от системы образования максимум, учителя должны расширять свои возможности, изучать новые доступные онлайн ресурсы. Нужно понять: хотят они этого или нет, образовательную систему в дальнейшем ждут значительные перемены.

Новые дети – новые подходы: в Тверском госуниверситете обсудили будущее образования в стране

— Для дистанционного обучения сейчас используется платформа LMS. Здесь можно публиковать задания, свои презентации. Прочитанная мной лекция сохраняется на платформе 30 дней. Студенты могут её в любой момент открыть и прослушать снова. Преимуществ в этом смысле очень много, — говорит Игорь Давыдович.

Появились различные электронно-библиотечные системы. Студентам стала доступна абсолютна любая книга. Причём на эти платформы без проблем можно зайти со смартфона.

— Многие студенты педагогического факультета учатся на заочном отделении. Эти ребята когда-то закончили педагогические колледжи, отработали несколько лет в школах, вышли замуж и женились, и решили продолжить учёбу в вузе для повышения квалификации. Раньше, например, я отправлял заочникам задания только по почте в конвертах, получал выполненные работы так же в конвертах, проверял их и снова отправлял по почте. С интернетом деятельность значительно оптимизировалась, — говорит Лельчицкий.

Новые дети – новые подходы: в Тверском госуниверситете обсудили будущее образования в стране

Поколение Z

Как рассказала директор школы №17 Елена Кучина, её образовательное учреждение довольно тяжело перенесло переход в онлайн. Но учителя это достойно выдержали, они обрели опыт дистанционного преподавания. Однако на вопрос: «Нужен ли нам такой формат обучения в чистом виде?», Елена Кучина ответила категоричным «нет».

— Разве может дистанционка заменить живое общение учителя и ученика? — недоумевает директор школы.

Кроме того, дистанционное обучение сводит контакты детей со сверстниками до минимума, что может привести к серьёзным последствиям. Школа — это упрощённая модель общества, в которой дети обретают навык взаимоотношений с окружающими.

– Конечно, вся наша жизнь уже давно пронизана цифровыми технологиями. Но в образовании они должны применяться лишь при необходимости. Есть много моментов, где они крайне нужны. Например, когда класс уходит на карантин или же болеет 1 ученик. Но полностью дистанционным образование быть не должно,

— уверена Елена Кучина.

Новые дети – новые подходы: в Тверском госуниверситете обсудили будущее образования в стране

При таком формате значительно увеличивается нагрузка и на родителей, и на педагогов, добавила директор.

В школе №17 опросили родителей учеников — с какими проблемами дистанционного обучения они столкнулись?

— 60% родителей считают основной проблемой — отсутствие режима дня. Также теряется качество знаний. Этот провал очевиден, и он был неизбежен. При дистанционном обучении сложно контролировать усвоение учениками материала. Также произошёл провал в воспитательной части. Повторюсь, нравственные и личностные качества воспитываются именно в классе,

— поделилась с корреспондентом Tverigrad.ru Елена Кучина.

Директор школы №17 объяснила, почему педагоги не любят использовать цифровые ресурсы. По её мнению, учителей нужно обучать работать с онлайн-платформами. Для этого на государственном уровне должна быть разработана специальная программа по развитию цифрового пространства.

— Не достаточно просто провести интернет, архитектура должна быть серьёзно продумана, — считает Елена Кучина. – У нас нет платформ, которые были бы основаны на педагогических идеях. Нет чётких исследований, к чему может привести цифровое обучение и как оно может повлиять на детей.

Новые дети – новые подходы: в Тверском госуниверситете обсудили будущее образования в стране

«Движемся в верном направлении»

В конференции приняла участие заместитель руководителя Центра начального образования АО «Издательство «Просвещение» Алла Дигина. Это крупнейшее в стране издательство учебно-методической литературы. «Просвещение» выпускает школьные учебники, рабочие тетради, методические пособия, карты, атласы, словари, а также электронные учебные пособия. Кроме того, издательство ведёт разработку информационно-образовательной среды. Как сказала Алла Дигина, реформа образования, проводимая в стране в последние годы, уже сегодня даёт свои плоды.

— Как известно, в стране обновились учебники по всем предметным направлениям. Наше начальное образование сейчас признано во всём мире. Вопросы возникают пока ещё по поводу более взрослых детей. Но мы надеемся, что учащиеся, которые выйдут из начальной школы, понесут тот потенциал, которые они получили. И он будет базой для того, чтобы продемонстрировать свои навыки. Согласно исследованиям, улучшилось качество усвоения знаний учениками 4 и 8 классов. То есть, мы уже можем говорить о тенденции. Те ресурсы, которыми мы пользуемся сейчас, дают хорошие результаты на мировом уровне. И это не случайные результаты. Мы движемся в верном направлении,

— сказала замруководителя Издательства «Просвещение».

Новое поколение учителей кардинально отличается от старого. Современных школьников психологи называют «поколением Z». Они серьёзно отличаются от своих предшественников. Дети уже не могут представить мир без гаджетов. Поэтому они нуждаются в особом подходе к обучению. Старые образовательные технологии убивают в них стремление к познанию и открытию нового.

Но, как сказал Игорь Лельчицкий, фундаментальная и базовая ценность для современной школы всегда останется неизменной — учитель должен быть примером для своих учеников.

— Конечно же, живого учителя не заменить. Ту харизму, ту энергетику, с которой преподаватель входит в аудиторию, нельзя продемонстрировать в онлайне, — сказал Лельчицкий.

Живое общение учителя и ученика ничто не заменит. Вопрос в том, как оно будет выглядеть в свете новых образовательных технологий.

Новые дети – новые подходы: в Тверском госуниверситете обсудили будущее образования в стране

 

Источник: tverigrad.ru

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.