Кино и «немец»: в Тверском театре драмы играют спектакль по Булгакову
07 февраля 2025, 14:36
|
Автор:
Степан Каменев
|
Лонгрид
Tverigrad.ru в:
Обозреватель Tverigrad.ru посмотрел постановку про дьявольскую природу искусства.
В непростые времена тряски и турбулентности народ всегда хочет посмотреться в зеркало и спросить себя – «так кто ж ты наконец?». Весь прошлый год в России ответ звучал по лекалам булгаковского романа «Мастер и Маргарита» – в январе вышла новая экранизация, начались активные книжные продажи и культурные мероприятия на тему и около и т.д.
В декабре 2024 года в Тверском драматическом заядлые театралы попали на три показа премьеры по «нетленке» Булгакова. Менее удачливым пришлось ждать почти два месяца. И вот в афише вновь появилась вещь с жанровым определением «по страницам романа», что было так же неизбежно, как прогулка незнакомца на Патриарших.
Так что 31 января 2025 года по подмосткам шагал бодрый и моложавый Воланд в исполнении Тараса Кузьмина, этакий агент «той силы…». Ведущий мастер сцены и сердцеед приковывал к себе взгляды, вторя своим обаянием формуле Генри Лонгфелло: «Мир любит привкус зла». В конце прошлого года Тарас Николаевич был на экранах вместе с «Квартетом И», а на этот раз он был в компании другого квартета – Азазелло (арт. Алексей Великотный), Фагот (арт. Сергей Грищенко), Бегемот (арт. Никита Тарасов), Гелла (засл.арт. Дарья Плавинская). И флёр кинематографичности никуда не исчез.
Для широкой публики упоминание романа «Мастер и Маргарита» неизбежно отсылает к многосерийному фильму Владимира Бортко. Близкий к первоисточнику сценарий способствовал тому, что из стоп-кадров киноленты можно легко составить альбом иллюстраций к литературному произведению.
В тверской постановке режиссёр, главреж ТАТД Александр Павлишин «смонтировал» разные сюжетные линии, чтобы «библейская» часть перемежалась с Москвой 30-х годов. Порой практически на полуслове декорации и видеоэффекты сменяют друг друга, и нас переносит из дворца Ирода Великого на пыльные улицы столицы, из дома Мастера на бал Сатаны и т.д.
Но если бортковский телефильм раскрывал тему слепого зла, которое чёрным воронком мчится по улицам, которое может сделать «нехорошей» любую квартиру, которое, кажется, не предполагает никакого второго пришествия, кроме дьявольского, то в тверской вариации акцент несколько смещён. Многообещающая сила зла, с улыбкой поигрывая мускулами, помогает литератору вырваться из порочной надобности что-то писать.
Всё по-немецки рассчитано. Поэтому как-то по-особенному звучит ироничное воландовское: «Я-то? Пожалуй, что немец…». Под ритмичное, скрипящее, шумное звуковое оформление немец будет разыгрывать свою партию.
Темы подозрительности, доносительства и травли обозначены в двух штрихах – когда Мастер (новый артист труппы Александр Курлов) негодует по поводу отзывов о своём романе. Увольте, но без пассажа про «нехорошую квартиру» и намёка на суровость 30-х годов поведение Мастера считывается как капризы графомана. В тверской вариации на тему прослеживается идея про «тёмную» природу творчества, когда шапочку с буквой «М» переворачивают, получая «W», когда Маргарита «обжигается», беря в руки страницы произведения про Пилата и т.д. В общем, чёрт человека кружит.
Особенно подвластна тёмным силам Маргарита (арт. Юлия Бедарева), которая готова страдать «за други своя». Нет-нет, конечно же, за своего возлюбленного. В этой роли виден кинотеатральный опыт Юлии Бедаревой, заполняющей своей энергетикой всё пространство вокруг. Конечно, по харизме ей больше подошёл бы в пару Воланд в исполнении Кузьмина. Но увы – таких вольностей правообладатели Михаила Афанасьевича не потерпят.
Народ, впрочем, и так раскупает билеты на спектакли «Мастер и Маргарита», словно горячие пирожки, и жалуется в комментариях, что нет лишней контрамарочки. Многие посмотрели уже не по одному разу. В первый раз я был так поражён уровнем постановки, что сдержался и не стал писать – иначе пришлось бы заказывать бронированную дверь, дабы не получить погром квартиры а-ля «визит Маргариты к Латунскому». После двух месяцев партитура сценической вещи слегка выровнялась, так что не пришлось даже становиться частью той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. Благо произошло само по себе. Не верите? Проконсультируйтесь у Воланда!
Поспорить или согласиться можно после посещения спектакля. Ближайший показ – 16 февраля.
Возрастное ограничение – «16+».
P.S. Тарас Кузьмин был одним из самых ярких героев проекта «TVERTVEAM.Истории успеха» портала Tverigrad.ru. Подробнее читайте здесь – Нигилист, гинеколог, Евгений Онегин: как одновременно покорить сердца театралов и домохозяек в декрете.
Юлия Бедарева также была одной из самых элегантных участниц проекта «TVERTVEAM.Истории успеха» портала Tverigrad.ru. Подробнее об этом читайте здесь – Тайны обаятельной и привлекательной Юлии Бедаревой.
Источник: tverigrad.ru