Эксперт: Твери не нужен трамвай
Директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта Михаил Якимов изучил доступные данные по пассажиропотоку в Твери и пришёл к выводу, что для Твери трамвай – это роскошь.
– Я думаю, что трамвайное движение в Твери не надо восстанавливать. Я бы рассмотрел возможность сохранения электрического транспорта, но в виде троллейбуса или электробуса. Городу нужен электрический транспорт. Должен быть инструмент, чтобы уменьшить экологическую нагрузку на окружающую среду. Основное преимущество трамвая – большая провозная способность. И когда на одном трамвайном маршруте перевозится меньше 15 000 человек в день – такой трамвайный маршрут не нужен. В таком случае мы можем использовать и троллейбус, и электробус. Если мы хотим трамвая, мы должны понимать для чего. А то мы можем выстроить и метрополитен и будем потом его содержать, что очень дорого. Например, в Нижнем Новгороде в метро отключили эскалаторы, потому что тратится много электричества, а поток пассажиров маленький. И какой в этом смысл? Трамвай – тоже дорогое удовольствие. В Твери в год транспортом перевозится 55 млн пассажиров. Прежде, чем восстанавливать трамвай, нужно посчитать, действительно ли он нужен. Сейчас Институт транспортного планирования разработал методические указания для оценки целесообразности создания линии транспорта большой провозной способности либо её восстановления. Это система поиска на карте города коридора с максимально большим пассажиропотоком. То есть, мы сначала строим географическую визуализацию всего транспортного спроса, а потом пытаемся разместить прямоугольник – маршрут одного трамвая, чтобы посмотреть теоретически, сколько на нём могут поехать людей – больше 10 тысяч в сутки или меньше. Актуально или целесообразно это, если есть 15 тысяч человек в сутки. Это работающие хорошие маршруты в городах-миллионниках.
Михаил Якимов признаётся, что расчёта по Твери о необходимости трамвая он не делал, потому что у него нет модели транспортного спроса. Свои выводы он сделал исходя из опыта и сравнения с другими подобными городами.
– Я думаю, что в Твери, может быть, наберётся 800-900 тысяч транспортной корреспонденции (количество поездок) в день. Где-то половина из них – на общественном транспорте. Если даже удастся выделить один трамвайный маршрут, городить для него инфраструктуру – депо, ремонтные базы и т.д. – дорогое удовольствие. Для таких городов, где около 500 000 жителей, предпочтительнее более мобильная система электрического транспорта: электробусы или троллейбусы.
Эксперт считает, что троллейбусную сеть зря не сохранили.
– Я бы держался за троллейбус. Потому что есть переход на троллейбусы с автономным ходом, на электробусы с быстрой или долгой зарядкой. Инфраструктуру можно использовать совместно. Конечно, в России и подвижной состав, и инфраструктура троллейбусов очень старые. Если сейчас сами троллейбусы уже начали выпускать, то инфраструктуру – подвесы, натяжки, стрелочные переводы и т.д. – не выпускает никто. И нет организации, которая это изготавливает. Каждая эксплуатирующая организация у себя в цеху сама что-то делает. Поэтому заменить старую инфраструктуру быстро просто не получится. Даже в Москве.
Троллейбус особенно хорош для новых живых микрорайонов с высокоэтажной застройкой, пояснил эксперт. Если пассажиропоток большой, и его перевозят на транспорте с двигателями внутреннего сгорания, в местах компактного проживания значительно увеличивается фон эмиссии загрязняющих веществ.
Трамвайное движение в Твери прекратилось в конце 2018 года. Тверской трамвай признали небезопасным. Всех вагоновожатых уволили в августе 2019 года. В Тверской области разработали проект возрождения трамвая в Твери, об этом говорил губернатор Игорь Руденя в ходе прямых эфиров. При поддержке правительства РФ тверской трамвай должен стать аналогом наземного метро.
Проблемы с троллейбусами в Твери начались давно. В 2020 году начались приостановки движения из-за долгов за электричество. Уже в марте стало понятно, что троллейбус прекращает своё движение окончательно.
Источник: tvernews.ru