Воспитай себе айтишника: бизнес и вузы России обсудили в Твери проблему кадрового голода в ИТ-сфере

17 мая 2024, 18:30

2

Tverigrad.ru в:


В Верхневолжье прошла конференция «Преподавание информационных технологий в России»: АНО «Цифровая экономика» представили рейтинг университетов по мнению ИТ-компаний, а в АПКИТе рассказали о потребностях экономики.

Сфера IT стремительно развивается во всём мире, российская экономика не отстаёт от общей тенденции – с 2010 года доля ИТ-кадров в стране выросла с 1,5% до 3,1% от общего числа работающего населения. При этом к 2030 году, по оценке экспертов, это число должно вырасти до 4,9%. Данные привёл исполнительный директор Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ) Николай Комлев, выступая на конференции «Преподавание информационных технологий в России». Мероприятия проводится ежегодно в разных городах России, в этот раз представители крупного бизнеса и ведущих вузов собрались в Твери. Организатором конференции стали АПКИТ и правительство Тверской области, круглые столы, пленарное заседания, мастер-классы от ведущих игроков рынка и дискуссии прошли в БЦ «Тверь» 16 и 17 мая.

Несмотря на заметный рост числа программистов, IT-сфера в России по-прежнему испытывает кадровый голод. И с этим соглашаются практически все крупные компании. По оценке АПКИТ, с 2025 до 2030 года для достижения того самого уровня в 4,9% в отрасль должны быть привлечены 2 млн кадров высшей квалификации и 700 тысяч – средней. При этом речь здесь идёт не только про наёмных работников, но и про самозанятых. Между прочим, именно с последними за два года наметилась весьма положительная тенденция. В 2022 году в России начитывалось 202 тысяч самозанятых в сфере ИТ, в 2024-м число может достигнуть 417 тысяч.

Однако настоящим драйвером экономики всё-таки является крупный бизнес. Это обусловлено необходимостью разработки отечественного программного обеспечения, импортозамещения иностранных комплектующих, развития масштабных проектов. ИТ-сфера входит в число приоритетных направлений российской экономики – по инициативе Президента Владимира Путина запускается новый национальный проект «Экономика данных», потребующий вложения не менее 700 млрд рублей для достижения поставленных целей по созданию цифровых платформ во всех ключевых отраслях экономики.

Конечно, для развития ИТ-направления в стране происходит глобальная работа с кадрами, в которой задействованы не только вузы и государство, но и ведущие ИТ-компании. Бизнес ведёт сотрудничество с вузами и колледжами, чтобы воспитывать тех специалистов, в которых, действительно, нуждается экономика.

– Есть программы привлечения молодых специалистов. Мы взаимодействуем с тверскими вузами, колледжами, Тверской химико-технологический колледж – наш стратегический партнер, который готовит специалистов с нужными для нас квалификациями, – отметила Ольга Литвинова, заместитель генерального директор производственной компании «Аквариус» – участника и спикера конференции «Преподавание информационных технологий в России».

Напомним, производство компании расположено в Твери – современный завод выпускает ноутбуки, планшеты, осуществляет не только сборку, но и пайку техники. При этом, как считает Ольга Литвинова, логистически местоположение идеально для ведения бизнеса, однако с точки зрения кадровой политики рядом находятся две столицы, которые привлекают молодых и опытных специалистов. При этом «Аквариус» научился плавать среди «акул», предлагая сотрудникам хорошие условия труда в динамично развивающейся компании с 30-летним опытом.

– Проблем набрать детей нет, есть проблема, что некоторые хорошие колледжи не могут принять всех желающих, даже практически круглых отличников. Проблема в качества преподавания, иногда недостаточно сильные преподаватели. Один из основных инструментов – завершение обучения практико-ориентированным, демонстрационным экзаменом, как это было на WorldSkills. Сейчас будет обсуждаться инициатива по созданию архива демонстрационных экзаменов, – раскрыл одну из проблем подготовки кадров и обозначил её решение основатель и генеральный директор компании «1С» Борис Нуралиев.

При этом, по словам Бориса Нуралиева, бизнес всё-таки больше заинтересован в выпускниках высшей школы. Директор по направлению «Кадры» АНО «Цифровая экономика» Юлия Горячкина на конференции в Твери озвучила данные уникального рейтинга вузов с цифровыми кафедрами, подготовку которых ведущие IT-компании считают наиболее качественной и, как следствие, нередко отдают приоритет выпускникам этих университетов при трудоустройстве. В разработке рейтинга приняло участие бизнес-экспертное сообщество. Учредителями АНО «Цифровая экономика» являются такие известные компании как Сбер, VK, Фирма 1С, Яндекс, Группа Астра (разработчик отечественной операционной системы Astra Linux на базе ядра Linux), «Аквариус», Мегафон, МТС, Ростелеком и другие цифровые «гиганты», мнение которых и учитывалось при формировании рейтинга.

Вузы-лидеры рейтинга среди Москвы и Санкт-Петербурга:

1.Московский государственный технический университет имени Н.Э.Баумана (национальный исследовательский университет);
2.Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”;
3.Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет);
4.Московский государственный университет имени М.В Ломоносова;
5.Национальный исследовательский университет ИТМО;
6.Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»;
7.Санкт-Петербургский государственный университет;
8.МИРЭА – Российский технологический университет;
9.Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого;
10.Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций имени профессора М.А.Бонч-Бруевича.

Вузы-лидеры рейтинга в регионах:

1.Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина;
2.Новосибирский государственный технический университет;
3.Новосибирский национальный исследовательский государственный университет;
4.Национальный исследовательский Томский политехнический университет;
5.Казанский (Приволжский) федеральный университет;
6.Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского;
7.Южный федеральный университет;
8.Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники;
9.Пермский национальный исследовательский политехнический университет;
10.Воронежский государственный университет.

Выпускники школ, согласно статистике, всё чаще выбирают для обучения именно цифровые факультеты. А информатика стоит на третьей строчке по популярности среди сдаваемых одиннадцатиклассниками предметов ЕГЭ. Однако, несмотря на популярность цифрового направления, ИТ-компании всё-таки видят проблемы в обучении студентов, а именно – в составлении его плана.

В России утвердили новый график ЕГЭ-2024 с учётом возможности его пересдачи

– Студенты-айтишники в нашей стране практически все работают со 2-3 курса, потому что спрос большой, компьютер доступен всем. Они начинают работать. И очень важно, чтобы на 1-2 курсе им давали специальность и математику. А предметы, которые обычно ставятся на 1-2 курсах – ОБЖ, философия, физкультура, можно на 3-4 курс перенести. Потому что многие уже начинают работать и видят, что в вузе ничего для этого не дают, поэтому начинают пропускать занятия, и особенно в региональных вузах. А на 3-4 курсах нужно отправлять их на практику. Тогда это будет отличный процесс, – рассказал Борис Нуралиев о своём видении цифрового образования в России.

Но подготовка кадров в ИТ-сфере – это всё-таки не проблема, а планомерная, местами нелёгкая работа. Современное образование подстраивается под тенденции экономики и не только привлекает к процессу ведущих игроков рынка, но и внедряет новые программы обучения. Об этом Tverigrad.ru рассказал министр цифрового развития и информационных технологий Тверской области Сергей Снегирев. Не только столичные, но и региональные университеты внедряют программы по изучении искусственного интеллекта, работы с большими данными.

– Все последние годы Тверская область демонстрирует уверенный тренд на увеличение подготовки кадров, мы фиксируем, что количество специалистов, трудоустраиваемых по специальности, ежегодно растет, количество детей, которые вовлекаются в сферу ИТ, так называемое – детское айти-творчество, ежегодно растет, и в настоящий момент их число составляет не менее 85 тысяч, – говорит Сергей Снегирев. – В системе среднего профессионального образования, высшего профессионального образования у нас уже несколько лет есть преподавание искусственного интеллекта, работы с большими данными. Наши образовательные учреждения точно в тренде, и мы готовим специалистов уже по требованиям сегодняшнего дня.

Губернатор Игорь Руденя считает ИТ-сферу одной из перспективных для экономики региона. В Верхневолжье сосредоточены авторитетные научно-исследовательские институты и производственные объединения, ИТ-компании, способные предложить практически весь спектр продуктов и услуг.

Сфера IT, действительно, привлекательна для многих. Немалую роль здесь играют и зарплаты выше среднего уровня. По данным Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, средняя заработная плата в IT-отрасли составляет 155,9 тысячи рублей, при чём при аналитике учитывались не только данные по ИТ-специалистам, но и по другим сотрудникам. Также на популярности цифровой сферы среди соискателей сказывается увеличение числа льгот для разработчиков, в частности льготная ипотека.

В ходе двухдневной конференции её участники обсудили острые проблемы и пути их решения в области преподавания информационных технологий в России. Кроме того, цифровые «гиганты» 1С, Аквариус, МойОфис, Postgres провели мастер-классы для коллег и преподавателей. Конференция направлена на формирование инициатив по изменению подхода к ИТ-образованию в стране, некоторые из которых планируется направить на рассмотрение на государственном уровне.

Подпишись на Telegram-канал «Твериград. Главные новости Твери!»: это только самые важные новости в удобном формате.

Источник: tverigrad.ru

Comments (0)
Add Comment